Recents in Beach

Железная дочь Индии. Индира Ганди


«Сила народа состоит из того, на что способен он сам,
и никак не из того, что может он позаимствовать у других».

Индира Ганди 


Индира Приядаршини Ганди появилась на свет в древнеиндийском городе Аллахабаде 19 ноября 1917 года в семье индийских аристократов. Ее дед Мотилал Неру был человеком образованным, энергичным и неординарным, пользовался среди коллег заслуженным авторитетом и принимал активное участие в политической жизни страны. Построенный им в Аллахабаде дом, получивший название «Обители радости», являлся для окружающих символом просвещения и достатка. Под его кровлей собирались лучшие представители индийского общества – юристы, политики, художники, поэты, учителя. Хозяин, обладающий широкими взглядами, не делал различий между представителями разных национальностей и религий.
У Мотилала Неру было трое детей: дочери Кришна и Виджая и сын Джавахарлал (в переводе «драгоценный рубин») – отец Индиры Ганди. Пользуясь привилегиями принадлежности к высшему обществу Индии, младший Неру окончил престижную школу в Харроу, а затем юридический факультет в Кембридже. В 1916 Джавахарлал женился на Камале Каул. Девушке в то время шел шестнадцатый год, и она была на десять лет моложе своего супруга.
Маленькая Индира родилась в «Обители радости». Помочь Камале были призваны индуистские боги (стараниями матери Джавахарлала, ревностно соблюдавшей все обряды) и последние достижения медицины в лице приглашенного Мотилалом Неру врача-европейца. Разочарование, объяснявшееся традиционным ожиданием первого ребенка мужского пола, очень скоро прошло – малышка снискала всю привязанность и любовь домочадцев. Мотилал часто повторял, что дочь Джавахарлала Неру будет стоить ему тысячи сыновей. К слову, детей у молодых супругов больше не было – Индира стала единственной наследницей отца и хранительницей семейного духа. Имя, данное девочке, выбирал дедушка. Индирой именовали его мать, кроме того уменьшительное «Инду» было созвучно названию страны, что в семье посчитали добрым знаком. Второе имя девочки – Приядаршини – в переводе значит «Дорогая взору».

Время спокойного детства закончилось для Индиры очень быстро. После обучения в английской ассоциации адвокатов Джавахарлал трудился вместе с отцом.
Младшего Неру всё больше и больше захватывала политика, в особенности идея национальной независимости Индии. Великобритания, желая добыть максимум выгоды из своего пребывания на этой земле, делала все возможное, чтобы контролировать местное население. В ход шли любые средства – привилегии для индийской знати, силовые методы, манипулирование политическими событиями для усиления разобщения народа. Вполне логично, что в Индии зародилось движение за национальное освобождение. Во главе его встал Индийский национальный конгресс (или ИНК) – политическая партия, сформированная, по иронии судьбы, с благословения правителя колонии лорда Рипона, считавшего создание подконтрольной оппозиции отличной попыткой смягчить назревающие противоречия. Прошедший в Бомбее в 1885 году учредительный съезд провозгласил главные задачи этого объединения, заключающиеся в координации действий местных патриотов. Способы для достижения целей выдвигались самые цивилизованные, и первый период ИНК полностью оправдывал замыслы создателей – его члены защищали интересы Индии и ее представителей, придерживаясь целиком лояльных требований. Но со временем, а в особенности после Первой мировой, подобный либеральный стиль политотношений между Англией и ее колонией стал казаться индийским патриотам неэффективным. В партию пришло новое поколение – энергичное, молодое, требующее решительных перемен.

Джавахарлал Неру, став по рекомендации отца членом ИНК, не скрывал своего разочарования отсутствием единства внутри организации и нерешительностью ее участников, позволяющих навязывать им выгодные британской администрации, компромиссные решения. Политические взгляды самого Джавахарлала Неру сложились под воздействием европейского опыта и теорий, развиваемых Махатмой Ганди, одного из самых ярых борцов за права индийцев. Являясь глубоко религиозным человеком, Ганди, почитавшийся в Индии как святой, исповедовал гуманизм и аскетизм в самом широком понимании и придерживался принципов ненасилия в политике. По его призыву жители страны воздерживались от приобретения товаров из Европы, в первую очередь предметов роскоши, соли и тканей, а также отказывались следовать законам, принятым колониальными властями.
Гражданское неповиновение, хоть и носило мирный характер, распространилось подобно эпидемии по всей Индии. Семья Мотилалы Неру поддерживала с Махатмой Ганди дружеские отношения, жильцы «Обители радости» принесли привычный комфорт в жертву национальным интересам. Дорогая посуда и мебель вместе с остальными предметами роскоши отправилась на чердак, женщины сняли европейские платья, украшения и шелка, одевшись в простые сари. Свой вклад в происходящее внесла и Индира, которой к тому времени исполнилось четыре года. Подчиняясь всеобщему порыву, она отказалась от своих заграничных нарядов и сожгла на костре любимые игрушки.
Вскоре Джавахарлал Неру фактически возглавил антиколониальное движение. Он много выступал публично, принимал участие в акциях неповиновения и манифестациях, выпускал оппозиционную газету «Индепендент». Его родные также оказались в самой гуще событий: поддерживал сына Мотилал, сестры Джавахарлала стали членами ИНК и помогали ему, выполняя различные поручения и выступая перед женским населением индийских провинций. Взгляды мужа разделяла и Камала. Мать запомнилась Индире очень красивой, светлокожая и стройная она отличалась от женщин своего круга чувством стиля и неуловимым изяществом. Любовь к единственной дочери и супругу наполняла всю ее жизнь, придавая ей смысл и поддерживая в тяжелые моменты.
Индира, лишенная общения с сестрами и братьями, живо интересовалась проблемами взрослых, с раннего возраста впитывая их устремления и надежды.
Школа занимала Инду мало – господствующие там проанглийские порядки казались ей чуждыми, далекими от тех, которыми жили ее родные. Она любила читать, отдавая предпочтение, подобно многим ее ровесникам, романтической литературе, повествующей о подвигах и битвах за счастье человечества. Долгое время любимой героиней юной индианки была Жанна д'Арк. Благодаря прекрасному знанию английского языка в список ее любимых авторов вошли Марк Твен, Чарльз Диккенс, Герберт Уэллс и Редьярд Киплинг. По совету мудрого Махатмы Ганди восьмилетняя Индира создала детскую секцию ремесел, ставшую своеобразным символом национального движения (на флаге ИНК не случайно изображена индийская прялка). Дети, желающие быть причастными общему делу, приходили в «Обитель радости» и ткали платки или изготавливали топи (шапочки-пилотки), ставшие опознавательными знаками оппозиционеров.

В 1926 году болезненное состояние Камалы, обусловленное преждевременными родами (родившийся ребенок прожил всего два дня), заставило семью Джавахарлала Неру отправиться в далекую Швейцарию. Там у матери Индиры врачи обнаружили туберкулез и рекомендовали ей пожить на европейских курортах. Видя в целительном климате единственную возможность спасти жизнь Камалы, семья Индиры обосновалась в Женеве, где девятилетней девочке из-за тяжелого состояния матери пришлось взять на себя большинство обязанностей по хозяйству. Год, прожитый вдали от родины, оставил в памяти Инду множество красочных воспоминаний – о новых странах, об удивительном путешествии через океан, о новых людях, о зимних развлечениях местной детворы: лыжи, коньки и возня в сугробах ей до той поры были неведомы.
В Швейцарии Индира училась в местной школе. Главная сложность заключалась в том, что обучение осуществлялось на французском языке, который был для девочки совершенно незнакомым, и который пришлось изучать практически с алфавита. Несмотря на проживание вдали от Индии маленькая семья Неру в то время была счастлива – Камала медленно, но верно поправлялась, Индира успешно занималась в школе, а Джавахарлал Неру посещал европейские столицы и налаживал контакты с общественными организациями, прессой и различными политическими силами.
Вернувшись из Европы, семья Неру с новой энергией включилась в борьбу. В 1927 Джавахарлал по рекомендации Ганди, отмечавшего его «кристальную честность», был избран председателем ИНК. Ни репрессии, ни карательные санкции, ни штрафы уже не могли удержать ситуацию – индийское общество выходило из-под контроля британцев. Джавахарлал Неру, Ганди, Мотилал Неру и другие лидеры национального конгресса постоянно подвергались арестам, однако освободительное движение привлекало всё новых последователей.
Несмотря на возраст, Индира находилась в центре политического противостояния. Она была одной из немногих, пользовавшихся абсолютным доверием Джавахарлала Неру, причем в политических делах он полагался на нее нисколько не меньше, чем в домашних. Вместе с ровесниками девушка принимала участие в деятельности так называемых «обезьяньих дружин». Участники молодежного движения занимались развешиванием флагов оппозиции, стряпали для демонстрантов пищу, оказывали первую помощь пострадавшим в полицейских стычках (для этих целей в доме Неру был организован лазарет).
В 1930 году отец и дед Индиры были арестованы (в 1931 в тюрьму попала Камала). Однако ни эти аресты, ни последующие не оказали никакого влияния на решимость девушки продолжать начатое дело. «Историю читать хорошо, но еще увлекательнее помогать ее делать», – говорил Индире отец. В 1931 году ушел из жизни Мотилал Неру, приступы астмы и высокое давление подкосили этого неутомимого человека. В это же время, понимая, что образ жизни семейства не позволяет дочери получить полноценное образование, Джавахарлал Неру устроил ее в школу-пансион своих знакомых, супругов Вакил. Система обучения там разительно отличалась от английской, принятой в колониальных школах. Классные предметы сочетались с изучением искусств и народных ремесел, среди учеников культивировалась самостоятельность, взаимопомощь и творческая инициатива. Во время обучения Индира являлась секретарем литературного кружка, кроме того серьезно увлеклась народными танцами.
Весной 1934 дочь Неру сдала экзамены в Шантиникетан – первый народный университет Индии, организованный Рабиндранатом Тагором. В год поступления Индиры в университет ее отца снова заключили под стражу, а мать из последних сил сражалась с недугом и практически не покидала больниц. Знаменитый Шантиникетан был расположен в окрестностях Калькутты и был организован в соответствии с представлениями Тагора о равновесии духовных и природных начал. Классы, библиотеки и мастерские внешне напоминали уютные хижины и размещались в зеленых парках и рощах. Рабочий день начинался вместе с восходом солнца – бытовые заботы перетекали в занятия, а потом в творческие упражнения. Основой философии национального университета являлась свобода выбора и инициатива. Индира особое предпочтение отдавала изучению иностранных языков и искусств, в особенности живописи и хореографии. Но завершить Шантиникетан ей не удалось. В 1935 году состояние Камалы сильно ухудшилось, и семья Неру, воспользовавшись освобождением Джавахарлала, снова переехала в Европу. Последнюю надежду доктора возлагали на известные курорты Шварцвальда.
Лечение лучших врачей и горный воздух не помогли – Камала скончалась в Европе в начале 1936 года. А вскоре за ней последовала бабушка Индиры, жена Мотилала. Глава семьи возвратился на родину, а Инду по решению отца поехала в Англию поступать в Оксфорд. Следующие пять лет девушка провела вдали от родины, изучая политику и историю. Ее образование не ограничивалось стенами университетских помещений. В эти годы Индира вместе с Джавахарлалом Неру много путешествовала по самым разным государствам Азии и Европы, принимала участие во встречах отца с общественными и государственными деятелями, в дебатах и митингах. Насыщенная жизнь сказывалась на ее успеваемости, однако позволила девушке приобрести бесценнейший опыт, который не мог заменить никакой академический диплом. Завершение обучения в Оксфорде совпало в жизни Индиры с началом Второй мировой войны. В 1941, огорченная ситуацией в Европе, а также политикой колониальных властей, втянувших ее страну в военные действия, она выехала в Индию.
В 1942 году Индира вышла замуж. Со своим супругом Ферозом Ганди (не родственником, а лишь однофамильцем Махатмы Ганди) она познакомилась еще в юности. Кроме взаимной симпатии молодых людей объединяли общие взгляды. Родные Индиры к юноше относились благосклонно – однажды он помог благополучно добраться до дома бабушке Индиры, пострадавшей от рук полицейских на митинге. Однако в качестве жениха Инду кандидатура Фероза Ганди никогда не рассматривалась. Все дело было в том, что юноша происходил из парсов, потомков переселенцев из Персии, исповедовавших зороастризм. Помимо этого семья Фероза относилась к более низкой касте. Подобный союз в индийском обществе расценивался как вопиющее нарушение многовековых устоев.
Дружеские отношения между Ферозом и Индирой окрепли за годы обучения за границей (Ганди окончил Лондонскую школу экономики). Фероз неоднократно делал Индире предложение руки и сердца. Однако девушка всегда откладывала решение, и лишь летом 1937 года после памятного объяснения на Монмартре она пообещала Ганди по окончании учебы выйти за него замуж. Вернувшись в Индию, молодые начали подготовку к свадьбе, однако, как и ожидалось, общественное мнение отреагировало категорически против брака дочери знаменитого политика. Сгладить разразившийся скандал не смог даже авторитет Джавахарлала. Сам он, к слову, относился к замужеству дочери без энтузиазма, но смирился с происходящим, прекрасно зная ее характер. Единственным, кто мог повлиять на общественные настроения оставался праведник Махатма Ганди. И, несмотря на ревностное соблюдение индуистских традиций, он благословил жениха и невесту. Свадебная церемония прошла 26 марта 1942 в парке неподалеку от «Обители радости» – для нее был специально использован древний обряд, появившийся еще до возникновения индуизма.

После медового месяца, проведенного в Кашмире, новобрачные поселились в собственной квартире в Аллахабаде. По-прежнему вся их жизнь оставалась связанной с борьбой за независимость страны – супруги Ганди организовывали акций протеста, за что каждый из них в разное время отсидел в тюрьме. Кроме того Фероз увлекался публицистикой и работал с оппозиционной прессой. В 1944 в их семье родился первый ребенок, названный Раджив Ратна. Несмотря на опасения врачей за жизнь Индиры, роды прошли удачно, и она искренне радовалась материнству. А в декабре 1946 родился второй сын – Санджай.
Между тем битва за независимость Индии вошла в решающую фазу. Стараниями Неру и его соратников планы правительства Великобритании относительно раздела страны на сотни отдельных территорий так и не были реализованы. Летом 1947 Индия обрела желанную свободу, а отец Индиры был избран первым премьер-министром.
Главной проблемой после обретения самостоятельности стали межрелигиозные и межнациональные конфликты, разразившиеся в стране. Кроме того в Индии имелись и другие проблемы – нехватка квалифицированных кадров, бедность, отсутствие связей с другими странами. Индира в этих событиях не участвовала – она только училась политике, к тому же дети отнимали у нее много времени и сил. Она вспоминала об этом периоде: «...Моей основной проблемой стало примирение общественного долга с ответственностью перед детьми и домом». Однако по прошествию нескольких лет она превратилась в ближайшего соратника Джавахарлала Неру, сопровождая его во всех зарубежных поездках и беспокоясь обо всех мелочах и нюансах дипломатической работы. Известно, что именно она посоветовала отцу приколоть к одежде красную розу – символ освобожденной Индии, – впоследствии ставший эмблемой династии Неру. 

Отправить комментарий

0 Комментарии